Управление автомобильных дорог
Алтайского края
КГКУ "АЛТАЙАВТОДОР"
Дежурный КГКУ "Алтайавтодор": 8-800-222-3169
+7(3852) 36-31-69
Дежурный ЦУКС МЧС : +7(3852) 20-26-10
Дежурный УГИБДД: +7(3852) 39-35-86


История

История дорог Алтая насчитывает более 300 лет, и это только история, засвидетельствованная русскими письменными источниками, начиная с 18 в. Но и ранее дорусское население Алтая имело свои тропы и проходы, как в горах Алтая, так и в степи, с переправами через реки. Пути, проторенные кочевниками часто использовали русские служилые люди и промысловики, осваивая пространства Алтая с конца 17 в.

Целенаправленное обустройство дорог на Алтае началось с промышленным освоением края людьми уральского заводчика Акинфия Никитича Демидова в начале 18 в. От основанного ими Колывано-Воскресенского завода в 1720-е гг. вели три дороги - на юг к рудникам, к пристани на р. Чарыш и основная дорога - на север, пересекавшая реки Локтевку, Алей, Барнаул и на устье р. Касмалы выходившая к переправе через р. Обь.

С середины 18 века в период развития горнопромышленного комплекса под властью российских императоров в Колывано-Воскресенском (позже Алтайском) горном округе сложилась самая густая в Сибири сеть гужевых дорог, проложенных между рудниками и заводами, от р. Бухтармы на юге до губернского города Томска на севере. Кроме того, по территории Алтайского округа проходило несколько крупных почтово-торговых трактов: ветка к Московско-Сибирскому тракту (называемому в округе Московским), Чуйский тракт к границе с Монголией, Линейный тракт к Семипалатинской области. Большинство уездных трактов Томской губернии также пролегали по территории Алтайского округа через его административный центр г. Барнаул: тракты Томск-Бийск, Томск-Кузнецк, Томск-Семипалатинск, Кузнецк-Бийск, Барнаул-Сузунский завод. В 19 веке к ним добавились дороги к казенным золотым приискам и каменноугольным копям на юго-востоке и северо-востоке Алтайского округа.

Ведала прокладкой дорог и следила за их состоянием Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства - высший административный орган в округе. Руководили дорожными работами горные офицеры, которые также производили изыскания и проектировали дорог, а также земские исправники, надзиравшие за работой крестьян. Именно натуральная дорожная повинность крестьян была практически единственным средством строительства и содержания дорог на Алтае вплоть до 20 в.

Несмотря на развитую сеть гужевых дорог, Алтайский округ до конца 19 в. не имел в штате администрации ни одного специалиста-строителя, тем более дорожника. Однако мы можем назвать имена людей, имевших непосредственное отношение к дорожному делу на Алтае в 18 и 19 веках. Это Иван Денисов - горный инженер, изыскатель, картограф; Филипп Риддер - горный инженер, первооткрыватель рудных месторождений Алтая, первый начальник Десятого Сибирского округа путей сообщения с 1816 г.; "плотинные мастера" - Марк Бадьин, Афанасий Вяткин, Михаил Лаулин - искусные строители больших и малых мостов через алтайские реки; Иосиф Биль - руководитель строительства первого шоссе Алтая в Шульбинском бору и автор проекта первой реконструкции Чуйского тракта в конце 19 в.

К началу 20 в. дороги и дорожные сооружения в Алтайском округе строились и исправлялись несколькими ведомствами - за счет натуральных и денежных повинностей крестьянства, за счет Переселенческого управления, за счет Министерств внутренних дел, путей сообщения, государственных имуществ, за счет Управления Алтайского округа Кабинета Его Императорского Величества. На начало 20 в. протяженность учтенных грунтовых дорог в Алтайском округе составляла 6828 верст.

Во время политических потрясений 1917-1922 гг. - революций и гражданской войны дороги Алтая были почти полностью разрушены, их содержанием никто не занимался. Из-за общей разрухи в экономике государство вернулось к системе натуральных повинностей граждан, прежде всего дорожной повинности, существующей фактически с 1925 года, узаконенной постановлениями правительства в 1929 и 1936 годах.

Во многом благодаря этому были восстановлены для проезда многие дороги Алтая, особенно подъездные пути к железнодорожным станциям, реконструирован Чуйский тракт в начале 1930-х гг. Но задача ликвидации бездорожья, ставившаяся периодически в 1930-40-е гг. как в постановлениях правительства, так и в решениях местной администрации, так и не была выполнена. Система дорожных отделов при райисполкомах и сельдоруполномоченных при сельсоветах была неэффективной. Окружные дорожные отделы - Барнаульский, Бийский, Кузнецкий, Славгородский, Рубцовский, Каменский и Ойротский, подчинявшиеся администрации Западно-Сибирского края, куда входил и Алтай до 1937 года, работали в условиях нехватки кадров и средств. Документы сохранили для нас имена инженеров и техников - редких специалистов-дорожников тех лет на Алтае: Шамшин В.П., Раубо М.Б., Максименко Н.А., Прядеин П.П., Родионов А.С., Аристов П.В., Селиванов К.Н., Кремлев А.А., Блавачинский Н.Л.

С образованием Алтайского края как административной единицы начался новый этап в развитии дорожной отрасли Алтая. 29 сентября 1937 года Постановлением ЦИК СССР была создана единая специализированная краевая дорожная организация - Отдел шоссейных дорог при Управлении НКВД по Алтайскому краю. В июне 1938 года он был преобразован в дорожный отдел Алтайского крайисполкома, в его ведение не входил Чуйский тракт, оставшийся в системе НКВД и находившийся на государственном финансировании. Крайдоротдел возглавил Петр Иванович Панкратов. В подчинении Крайдоротдела находились райдоротделы и один дорожно-строительный участок, в 1948 году были созданы еще три участка и машинно-дорожная станция в Барнауле. Штат отдела составлял в то время 12 человек, по участкам - 30 человек. Для ликвидации бездорожья этого было явно недостаточно, нужны были квалифицированные кадры, новая дорожная техника, новая система районных дорожных организаций взамен райдоротделов.

В связи с освоением целинных и залежных земель на Алтай, входивший в зону освоения, были передислоцированы хорошо оснащенные по тем временам, машинно-дорожные станции из Подмосковья, Прибалтики, Белоруссии, Калининграда, созданы 5 новых МДС в дополнение к имеющимся трем. В декабре 1954 года для руководства ими был создан Алтайский трест машинно-дорожных станций. В это же время создается 6 дорожно-эксплуатационных участков для обслуживания дорог республиканского значения и 4 дорожно-эксплуатационных участка для обслуживания местных дорог. Темпы развития дорожного строительства на Алтае в те годы были просто гигантскими. Если в 1954 году государственные капвложения в дорожное строительство Алтая составляли 2500 тыс. рублей, то в 1955 году - 22500 тыс. рублей. К 1957 году в крае было 15 ДЭУ и 4 дорожно-эксплуатационных дистанции. Именно в те годы закладывалась основа современного дорожного комплекса Алтайского края.

В 1956 году трест машинно-дорожных станций был передан в ведение Алтайского крайисполкома, а в 1959 году переименован в Алтайский дорожно-строительный трест Минавтодора РСФСР. Первым управляющим треста был назначен Юрий Борисович Дическул (1954-1961 гг.), его сменил Иван Григорьевич Будко (1961-1969 гг.). Начальником управления автомобильного транспорта и шоссейных дорог Алтайского крайисполкома в эти годы был Николай Константинович Александров (1957-1975 гг.)

Начавшееся в середине 1950-х годов интенсивное строительство автодорог в 1960-е годы еще более набирало темпы. По-прежнему для обширной территории Алтайского края не доставало квалифицированных кадров и техники, но по сравнению с 1940-ми годами положение изменилось коренным образом. Практически во всех городах и районных центрах были созданы ДЭУ. Первая на территории от Урала до Дальнего Востока дорога с цементобетонным покрытием была построена на Алтае на участке Барнаул - граница Новосибирской области в 1959-1967 гг.

До 1973 года три организации на Алтае занимались строительством и ремонтом автомобильных дорог: Управление строительства и ремонта автодорог Алтайского крайисполкома, Алтайский дорожно-строительный трест Минавтодора РСФСР, и Управление дороги Новосибирск - Бийск - Ташанта, преобразованное из Управления дорог Чуйского тракта.

В 1970-80-е гг. создается опорная сеть автомобильных дорог Барнаул - Рубцовск, Барнаул - Бийск, Барнаул - Камень-на-Оби, Барнаул - Заринск, Алейск - Мамонтово - Романово, Алейск - Чарышское и вводятся большие мостовые переходы через р. Ануй в Петропавловке и в с. Зеленый Дол, р. Чарыш в с. Усть-Калманка и Краснощеково и др.

К началу 1980-х годов формирование дорожно-эксплуатационных подразделений в основном завершилось. К 1993 году дороги с твердым покрытием соединили 669 из 697 центральных усадеб колхозов и совхозов с районными центрами. В создании опорной сети дорог Алтайского края немалая заслуга руководителей краевой дорожной организации Заслуженных строителей РФ Александрова Н.К. (1957-1975 гг.), Сурикова А.А. (1976-1985 гг.), Матушина Ю.Л. (1985-1998 гг.).

В конце 1972 года Управление строительства и ремонта автодорог объединилось с дорожно-строительным трестом в Алтайское краевое производственное управление строительства и эксплуатации автодорог "Алтайавтодор", а в 1982 году "Алтайавтодор" был переименован в объединение, включив в себя и Управление дорог Новосибирск - Бийск - Ташанта, большую роль в работе которого сыграл его последний начальник С.И.Крыжановский (1967-1982 гг.) Почетный дорожник, кавалер ордена "Знак Почета".

С этого периода концентрация управления всей дорожной сети края в одном органе – объединении «Алтайавтодор», и такая система просуществовала до выделения управления федеральных дорог в 2004 году.

С момента образования до сегодняшнего дня краевую дорожную организацию возглавляли Панкратов П.И. (1937-1940 гг.), Порошин В.А. (1940-1943 гг.), Капуста В.А. (1943-1948 гг.), Баженов А.А. (1948-1954 гг.), Иванов И.К. (1954-1957 гг.), Александров Н.К. (1957-1976 гг.), Суриков А.А. (1976-1985 гг.), Матушин Ю.Л. (1985-1998 гг.), Хвоинский Л.А. (1998-2003 гг.), Толстенев С.В. (с 2003 г. по 2010), Андронов А.Л. (с 2010 г. по 2013г.).

356 работников дорожного комплекса Алтайского края имеют звания "Почетный дорожник РФ", 2 – «Почетный работник транспорта РФ», 2 – «Почетный строитель РФ», 15 - "Заслуженный строитель РФ", 1 - «Заслуженный экономист РФ», 107 - правительственные награды - ордена и медали. Трое работников дорожного комплекса удостоены звания Героя Социалистического труда - экскаваторщик В.Г.Гольцов, экскаваторщик И.Е. Качусов, машинист бульдозера А.П.Токарев.

Анализ транспортного строительства в стране за 150 лет показал, что ускоренный или замедленный рост сети дорог является не только индикатором, но и катализатором подъема или спада экономического развития, поэтому сокращение инвестиций в транспортное строительство усугубляет кризисные процессы в экономике. Кроме того, хорошая сеть транспортных артерий с позиций прав человека – это реализация фундаментального права граждан на свободу передвижения, на возможность для граждан поехать куда и когда они хотят.

Дорожное строительство на Алтае имеет богатую и древнюю историю. Вместе со всей экономикой страны дорожное хозяйство края переживало периоды подъемов и спадов, но задача ликвидации бездорожья всегда стоявшая перед строителями дорог Алтая была решена только во второй половине 20 века. Единый коллектив алтайских дорожников сохраняет лучшие традиции предшествующих поколений. Высоко подняв престиж своей профессии современные строители автодорог стремятся преобразить облик Алтайского края.

Матушина С.Ю.